Статья носит информационный характер, не является индивидуальной медицинской рекомендацией. Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.
Аутизм у подростков в возрасте от 12 до 17 лет проявляется разнообразными признаками, такими как социальная изоляция, повышенная чувствительность к звукам или касанию, репетитивное поведение и трудности в общении.
В статье мы рассмотрим более подробно эти и другие симптомы аутизма у подростков, а также обсудим возможные причины возникновения этого расстройства. Узнаете, как рано обнаружить аутизм у ребенка, какие методы лечения существуют и как облегчить жизнь подростку с данной диагнозом.
- Снижение способности к общению и социальной адаптации
- Ограниченные интересы и повторяющееся поведение
- Трудности в установлении контакта с окружающими
- Сенсорные проблемы (гипер- или гипо реакция на звуки, запахи, касание)
- Трудности с обучением и выполнением повседневных задач
- Отсутствие эмпатии и понимания чувств других людей
- Стрессовые реакции на изменения в режиме дня или окружающей обстановке
- Причины аутизма у подростков в 12-17 лет остаются многогранными и не до конца изученными. Среди главных факторов выделяются генетическая предрасположенность, воздействие окружающей среды, включая питание и загрязнение окружающей среды, а также проблемы с нейрологическим развитием в раннем детстве.
Признаки аутизма у детей по возрастам
Aутизм — это неврологическое заболевание, которое проявляется ограниченными коммуникативными и социальными навыками, стереотипным поведением и особым восприятием мира. Наш центр патологии речи проводит комплексное обследование. У нас работают опытные специалисты, которые установят точный диагноз и разработают коррекционную программу для детей с первыми признаками аутизма.
- Генетические факторы. Наследственность играет важную роль в развитии аутизма. Исследования показывают, что наличие ближайшего родственника с аутизмом увеличивает риск развития этого расстройства у ребенка.
- Гормональные проблемы. Некоторые исследования связывают аутизм с нарушением гормонального баланса у детей. Тем не менее, эта связь пока не до конца понятна.
- Связанные с нервной системой трудности. Существует взаимосвязь между аутизмом и отклонениями в структуре и функционировании мозга. Отклонения в развитии определенных частей мозга могут играть ключевую роль в возникновении этого расстройства.
Если появляются первые признаки и симптомы аутизма, то стоит обратиться за помощью к специалистам.
Как проявляется заболевание?
У детей с аутизмом проявляются различные признаки на разных уровнях и в разной степени. Симптомы могут быть следующими:
- Проблемы с общением. У детей с аутизмом могут быть проблемы с развитием речи или вообще ее отсутствие. Они также могут испытывать трудности с пониманием невербального общения, жестов и мимики лица;
- Ограниченные и повторяющиеся интересы и поведение. У таких детей могут быть интересы только определенными темами или предметами, они также могут быть привязаны к рутинам и регулярным действиям. Также у них могут проявляться стереотипные движения, такие как повторяющиеся махи руками;
- Проблемы в общении. У детей с аутизмом могут возникать трудности в установлении и поддержании социальных связей. Это проявляется в избегании контакта глаз, сложностях в понимании и выражении эмоций, а В затруднениях игры с другими детьми;
- Чувствительность к внешним стимулам. Дети с аутизмом могут реагировать на звуки, свет, запахи и другие внешние раздражители сверхчувствительностью или, наоборот, гипочувствительностью.
Признаки аутизма у детей могут сильно отличаться, и раннее обследование у педиатра или специалиста может помочь определить наличие или отсутствие этого расстройства у вашего ребенка.
Изучение признаков аутизма у подростков в возрасте от 12 до 17 лет имеет огромное значение, поскольку именно в этом периоде развития самоидентификация становится одним из центральных процессов. При аутизме подросток может испытывать трудности в общении, проявлять поведение, не соответствующее социальным нормам, а также испытывать трудности с адаптацией в новых ситуациях.
Симптомы аутизма у подростков могут быть разнообразными, и включать в себя ограниченный круг интересов, повторяющиеся движения, трудности в понимании эмоций других людей, а также неадекватные реакции на изменения в рутине. Важно обращать внимание на такие признаки, чтобы своевременно обратиться к специалистам и начать лечение.
Одной из причин аутизма у подростков считается генетическая предрасположенность. Однако, влияние окружающей среды, включая воздействие токсичных веществ во время беременности, также может оказывать значительное воздействие на формирование аутистических черт.
Признаки аутизма у подростков. Симптомы и причины в 12-17 лет
Чаще всего, расстройство аутистического спектра проявляется у детей в дошкольном возрасте, однако в некоторых случаях диагностируется позже. Признаки аутизма у подростков и дошкольников имеют свои особенности, поэтому для того, чтобы помочь своему ребенку, важно знать возрастные особенности патогенеза РАС.
Возможно ли выявить аутизм у подростков?
Да, конечно. Причины развития этого заболевания часто имеют генетическую природу, хотя в некоторых случаях оно может возникнуть в результате перенесенных травм, тяжелых вирусных и инфекционных заболеваний. Подростки с аутистическим расстройством часто являются интровертами, испытывают трудности в общении с другими людьми и не всегда могут полноценно развиваться в интеллектуальном плане, что приводит к проблемам с социализацией. Самые яркие симптомы обычно проявляются в 11-12 и 16-17 лет.
Признаки аутизма у подростков проявляются более ярко, чем у маленьких детей из-за изменений в гормональном фоне во время полового созревания. Часто как родители, так и сами подростки хотят понять, есть ли у них аутизм. Это можно определить, обратив внимание на типичные признаки и проведя скрининг.
Как выявить аутизм у подростка по симптомам:
- Замкнутость, предпочтение одиночества
- Сложности в установлении отношений со сверстниками, отсутствие друзей
- Эмоциональная нестабильность, чувство перегрузки из-за общения с людьми
- Высокая чувствительность к раздражающим факторам: яркому свету, громким звукам, необычным ситуациям
- Задержка в общем развитии и особенно в школьном обучении
- Недостаточно развитая эмоциональная и чувственная сфера
- Неспособность «адекватно» реагировать на различные жизненные ситуации
- Сложные психические состояния: немотивированная агрессия, депрессия, панические атаки, полная апатия, эпилептические приступы и т.д.
Если эти признаки аутизма присутствуют у подростков, клиническое тестирование может быть пройдено в местной клинике для подтверждения подозрений.
Необходимо не упускать ценное время! Это самое важное при подозрении на аутизм у подростков.
Необходимо начать лечение немедленно, так как с каждым годом эффективность применения различных методик сокращается. И наилучший способ сразу решить проблему болезни — это использовать инвазивное лечение с повышенной результативностью. Речь идет о процедуре трансплантации стволовых клеток, которая применяется для лечения расстройства аутистического спектра у детей сравнительно недавно.
Преимущества лечения аутизма у детей клеточной трансплантацией:
- Использование собственного биоматериала пациента — безопасно и естественно для организма
- Уникальное терапевтическое воздействие — устранение клеточных мутаций в мозге
- Повышение эффективности поддерживающих методик лечения
- Снижение интенсивности симптомов заболевания
- Отсутствие побочных эффектов.
Самые выгодные условия для трансплантации стволовых клеток предоставляются в медицинском центре имени Мардалеишвили в Грузии. Сюда приезжают пациенты из разных стран мира, чтобы получить квалифицированную медицинскую помощь.
Подвергните коррекции детского аутизма у вашего подростка стволовыми клетками – это даст ему возможность улучшить качество своей будущей жизни!
Подростковый аутизм
Одной из самых распространенных причин внезапного возникновения расстройства аутического спектра у подростков является резкий переход из зоны комфорта, которую ранее обеспечивали родители. Если ребенок вырастал в «привилегированных условиях», то у родителей не было возможности увидеть, как он будет себя вести в другой среде. Также появление аутизма может быть спровоцировано гормональными изменениями в организме и увеличением социальной нагрузки.
Кроме того, у подростков аутизм может проявляться в явной форме, но родители могут не обращать на это внимания, считая это просто переходным возрастом или результатом высокой учебной нагрузки. Поэтому важно обратить повышенное внимание на ситуацию, если подросток внезапно начинает проявлять следующие признаки:
• Сложности в общении нюансов разговора. Например, возможно полное доминирование в разговоре или затруднения в поочередной беседе. Кроме того, могут возникать трудности, когда вся концентрация направлена на него, и ответить на вопросы о себе может быть сложно.
• Затруднения в понимании невербальных социальных сигналов, таких как язык тела или интонация. Например, подросток с аутизмом может не понимать, что кто-то из его сверстников шутит или использует сарказм. Ему также может быть сложно распознавать эмоции других людей.
• Предпочтение проводить время с детьми гораздо младше или, наоборот, с взрослыми.
• Путаница во время разговоров. Например, возможно восприятие утверждений слишком буквально.
• Проблемы с установлением и использованием зрительного контакта.
• Использование речи в необычной манере, например, монотонно, с акцентом или слишком формально, является типичным для аутизма.
• Сложно следовать чему-либо, кроме простых инструкций, для людей с аутизмом.
• Часто они предпочитают оставаться в одиночестве.
Понятие аутизма у подростка можно объяснить простыми словами: чаще всего это проявляется в дефиците эмоциональной реакции.
Модели поведения
У подростков с аутизмом проявляются различные симптомы. Чаще всего они проявляются в определенных особенностях поведения. Самые распространенные из них:
• увлечение необычными хобби или предметами. Например, они могут запоминать все факты о популярной группе, но не проявлять интерес к прослушиванию музыки или составлению списка номеров автомобилей. Или же могут коллекционировать обертки от жевательной резинк и настаивать на ношении определенной игрушки или предмета везде, даже когда они стареют
• повторяющееся поведение, например, упорное расположение книг или компьютерных игр на полке
• повышенное внимание к привычному распорядку. Они сильно расстраиваются, когда планы внезапно меняются и привычный порядок нарушается
• Увеличенная чувствительность к сенсорным восприятиям. Например, они могут отказываться от ношения чего-то «колючего», испытывать неприязнь к громкому шуму или предпочитать питаться только продуктами определенной текстуры.
• Недостаточная чувствительность к сенсорным ощущениям. Например, они могут надевать теплый свитер в жаркую погоду или не реагировать на боль при травме.
• Необычные движения тела, такие как качание, махи руками и постоянное щелканье пальцами.
Модели поведения аутичного подростка
Из-за разнообразия симптомов, у детей с РАС могут проявляться различные модели поведения. Например, необязательно, чтобы ребенок с РАС был изолированным, молчаливым и отчужденным. Часто благодаря терапии и коррекции поведения, дети учатся социальному взаимодействию и перестают испытывать дискомфорт при общении.
Поэтому некоторые дети с РАС становятся экспрессивными, активными и чрезмерно возбужденными. Они могут реагировать на мелкие замечания с агрессией и не желанием следовать правилам.
Резко выросло число подростков с РАС: как же им помочь
В 1990 году, американские врачи заметили стремительный рост числа детей с аутизмом. Если раньше этот диагноз считался редким, то сейчас ситуация радикально изменилась. Современные родители гораздо информированнее о способах помощи своим детям. Например, Шанталь Сайсиль-Кира, мать ребенка с аутизмом, написала несколько книг по этому поводу.
Основная тема ее книг — помощь подросткам с расстройством аутистического спектра. По мнению автора, родители иногда склонны видеть диагноз там, где его на самом деле нет.
Например, если ваш ребенок ведет себя неуправляемо, это может быть временным явлением переходного возраста. И даже если диагноз подтвержден, как утверждает автор книги «Подростки в спектре аутизма», важно помочь ребенку почувствовать себя действительно самостоятельным.
Можно создать для него расписание активностей с указанием задач, которые ему нужно будет выполнить. Потом разместить этот список на видном месте. Таким образом, подросток сможет принимать самостоятельные решения, не нуждаясь в постоянных напоминаниях о важных делах от родителей. В случае возникновения проблем, он будет нести ответственность за свои действия, что поможет ему понять причинно-следственные связи.
Не стоит пытаться изменить своего ребенка. Важно помочь ему развиваться, легче находить общий язык и научиться управлять своей жизнью. Тогда будучи взрослым, он сможет успешно управлять своими финансами, строить здоровые отношения и вести насыщенную жизнь.
Аутизм
Аутизм — это группа психических расстройств, которая проявляется нарушениями в социальном взаимодействии и коммуникации. У людей с аутизмом наблюдается ограниченное, стереотипное и повторяющееся поведение. Тяжесть расстройства может варьироваться, а также могут возникать проблемы с речью и интеллектуальным развитием.
Первые признаки аутизма обычно проявляются в раннем детстве, и эти особенности сохраняются на протяжении всей жизни.
Причины возникновения аутизма до конца неизвестны, но считается, что главную роль играют генетические факторы. Известно, что риск рождения ребенка с расстройством аутистического спектра увеличивается с возрастом родителей.
Существует возможноя связь между появлением расстройств аутистического спектра у ребенка и особенностями течения беременности, такими как преждевременное рождение плода, использование матерью препаратов вальпроевой кислоты для лечения эпилепсии, маниакально-депрессивного психоза, мигрени, а также гестационный диабет у матери. Вероятно, ни один из этих факторов не является решающим в развитии расстройств аутистического спектра, но они могут оказывать влияние на формирование в сочетании с генетической предрасположенностью.
Аутизм чаще диагностируют у мальчиков, соотношение по полу примерно 3:1.
С середины 90-х годов возникали опасения о возможной связи между вакцинацией и появлением РАС. Однако современные эпидемиологические данные показывают, что такая связь отсутствует. Даже вакцинация детей из группы риска — братьев и сестер детей с РАС — не увеличивает вероятность возникновения этого заболевания. Исследования также показали, что консервант тиомерсал и адъювант алюминий, содержащиеся в инактивированных вакцинах, не увеличивают риск развития РАС у привитых детей. Изменения в прививочном календаре и изъятие каких-либо вакцин или их компонентов не оказывали влияния на частоту возникновения РАС.
Классификация заболевания: в зависимости от количества симптомов и их выраженности выделяют три основных вида РАС: детский аутизм, атипичный аутизм и синдром Аспергера.
Синдром Аспергера относится к самой лёгкой форме РАС — интеллект остаётся неизменным, изменения могут быть рассмотрены как особенности личности и не препятствуют профессиональному и социальному развитию человека.
РАС разделяется в зависимости от наличия или отсутствия расстройств интеллекта и способности человека использовать устную или письменную речь для выражения своих потребностей или желаний.
Признаки аутизма
Основные признаки расстройств аутистического спектра (РАС) — это нарушения в сфере социального взаимодействия, проблемы с коммуникацией (аномалии в общении) и поведение, которое ограничено, стереотипно и часто повторяющееся. Также у пациентов часто встречаются другие неспецифические проблемы: фобии различного рода (страхи), нарушения сна и питания, агрессия и самоповреждение (агрессия, направленная на самого себя). Вопреки распространенному мнению, расстройства аутистического спектра в большинстве случаев не связаны с высоким уровнем интеллекта, хотя некоторые пациенты могут обладать выдающимися способностями в определенной области знаний.
Давайте более подробно рассмотрим основные проявления этого заболевания.
Нарушения социального взаимодействия и коммуникации проявляются у ребенка в редком использовании зрительного контакта, жестикуляции, мимики и позы для регуляции общения. Его заинтересованность в общении с ровесниками и взрослыми снижена, и в некоторых случаях он вообще может не разговаривать или начать говорить с большой задержкой. Если он говорит, то не начинает беседу, не задает вопросы, а общение идет только на его интересующие темы. Кроме того, ребенок может многократно повторять одни и те же слова и фразы, не проявлять желание идти на руки, и в некоторых случаях не выделять родителей среди других людей. В таких случаях дети не смотрят на собеседника, могут не реагировать на обращенную к ним речь или просьбы, не откликаться на имя, и не проявлять желания вступать в диалог или улыбаться в ответ.
У детей с аутизмом часто наблюдается необычное поведение, такое как нарушение личных границ, отсутствие стыда или излишняя тревога при общении с новыми людьми, однообразные сценарии в общении.
После 7 лет у некоторых детей с РАС сохраняется отсутствие речи или они имеют ограниченный словарный запас. Другие, начиная общаться, испытывают затруднения в установлении длительных дружеских отношений и придерживание социальных правил. Проблемой многих старших детей и взрослых с аутизмом становится неспособность понимать и чувствовать эмоциональное состояние других людей, их настроение.
У людей с РАС проявляется наивность, прямолинейность, у них слабо развито понимание иронии и юмора, возникают затруднения в поддержании беседы и понимании правил поведения.
У многих пациентов с расстройством аутистического спектра сохраняются чрезмерная или, наоборот, отсутствующая жестикуляция, нестойкий или избыточный зрительный контакт.
Отличительные черты этого расстройства включают стереотипное, повторяющееся поведение, ограниченные интересы и увлечения. За исключением синдрома Аспергера у большинства пациентов присутствует снижение интеллекта различной степени выраженности. У детей с расстройством аутистического спектра свойственна своеобразная игровая деятельность, например, ребенок может использовать игрушки необычным образом: разбрасывать, облизывать или совершать другие однообразные манипуляции. Уже в раннем детстве часто проявляются избирательные интересы – например, это может быть изучение движущихся предметов, увлечение узкими темами (интерес к алфавиту, цифрам, названиям и отдельным характеристикам предметов). Эти дети испытывают выраженные затруднения при необходимости переключить внимание.
С возрастом у детей и взрослых симптомы аутизма могут изменяться по своей природе и выраженности. У взрослых и старших детей наблюдается негибкость мышления, отсутствие реакции на изменения внешней среды, затруднения в усвоении новой информации и приобретении новых навыков, а также склонность к детализации.
Для диагностики аутизма врач проводит сбор жалоб, осмотр и оценку психиатрического статуса и уровня развития пациента.
Для более точной диагностики применяются стандартизированные методики, такие как ADOS-II и ADI-R, которые считаются «золотым стандартом» в клинической практике.
ADOS-II — это методика, которую применяют специалисты в области детской психиатрии и клинической психологии. Она основана на наблюдении за пациентом в процессе игровых заданий. В зависимости от возраста, уровня развития речи и игровых навыков, врач выбирает один из модулей тестирования.
Каждый модуль отличается сложностью игр, упражнений и наличием устных заданий. Первый модуль предназначен для детей, использующих отдельные слова. Второй — для тех, кто может составлять предложения из нескольких слов. Третий — для свободно общающихся детей. Четвертый — для подростков и взрослых, владеющих свободной речью.
С использованием определенного набора игрушек и предметов специалист создает разнообразные игровые ситуации. Он наблюдает за исполнением заданий, оценивая мимику, речь и методы решения предложенных задач. Продолжительность выполнения заданий составляет примерно один час, после чего специалист обрабатывает результаты тестирования и оформляет заключение. Обычно тестирование записывается на видео, что помогает установить более точный диагноз и предоставляет возможность оценить состояние ребенка другим специалистам.
ADOS-II не является единственным инструментом для установления диагноза. В качестве дополнительного теста для сбора большего объема данных может использоваться скрининг ADI-R.
ADI-R – это интервью, которое включает приблизительно 100 вопросов и проводит его психолог или психиатр; однако не с пациентом, а с его родителями или другими близкими. Вопросы направлены на оценку:
- качества социального контакта;
- умение общаться и особенности речи,
- образцы поведения (повторяющиеся, ограниченные или стереотипные действия).
Важное значение имеют неинвазивные методы диагностики, не являющиеся основными в определении РАС. Применение электроэнцефалографии (ЭЭГ), компьютерной томографии (КТ) головного мозга, магнитно-резонансной томографии (МРТ) головного мозга не рекомендуется для всех детей и подростков с РАС или подозрением на него. Это связано с трудностями, возникающими при проведении исследований из-за нарушений коммуникативных и поведенческих навыков у пациентов с РАС. Кроме того, эти методики не подтверждают или отвергают диагноз «расстройство аутистического спектра», но могут быть полезны при подозрении на другие заболевания, такие как эпилепсия или опухоль головного мозга.
Какие врачи специализируются на этой проблеме
Диагностировать аутизм может врач-педиатр. Подтверждает диагноз, назначает терапию и наблюдает за детьми, а затем взрослыми психиатрами, невропатологами, психологами.
Лечение аутизма
Прямого лечения РАС на данный момент не существует. Прописываемые препараты, например, антидепрессанты, могут помочь в решении различных неспецифических проблем — нарушений сна и питания, повышенной раздражительности, приступов агрессии, направленных на себя или окружающих. Основные методы лечения РАС в большинстве своем не связаны с лекарствами. Это включает в себя образовательную и психологическую помощь, направленную на социализацию человека с РАС — чем раньше начнется помощь, тем лучше прогноз развития ребенка.
Существует множество способов помощи детям с аутизмом, но не все из них доказаны эффективными: такие как безглютеновые и безлактозные диеты, микрополяризация мозга, метод Томатиса, биоакустическая коррекция, арт-терапия, и даже иппотерапия, дельфинотерапия и другие. Если родители настаивают на использовании этих методов, важно понимать, что они не должны заменять основную программу лечения.
Часто в лечении детей с аутизмом применяются ноотропные и пептидные препараты. Однако на данный момент нет убедительных доказательств их способности влиять на развитие когнитивных и речевых навыков. Тем не менее, они могут улучшать двигательную активность, вызывать беспокойство и нарушения сна.
Осложнения аутизма
У детей с аутизмом возможны различные повреждения, которые они могут нанести себе или окружающим.
Из-за нарушений когнитивных функций, речи и сложностей во взаимодействии с окружающими, большинство пациентов с расстройствами аутистического спектра (РАС), за исключением пациентов с синдромом Аспергера, не в состоянии жить самостоятельно, учиться и работать.
Благодаря высокому болевому порогу и особенностям поведения у людей с РАС, диагностика и лечение других заболеваний осложнены.
Профилактика аутизма
На сегодняшний день не существует специфических методов профилактики РАС. Однако ранняя диагностика играет ключевую роль в предоставлении комплексной помощи детям с РАС, что может улучшить их прогноз.
Признаки расстройств аутистического спектра
Уже в раннем детстве можно обнаружить признаки аутизма. Специалисты выделяют определенные симптомы, которые указывают на присутствие аутизма и других расстройств аутистического спектра. Однако важно понимать, что отдельные симптомы не являются доказательством аутизма. Для детей с аутизмом характерно сочетание шести или более перечисленных ниже симптомов.
Проблемы с социализацией
Дети, страдающие аутизмом, имеют по крайней мере две проблемы в сфере социализации.
- Сложности в использовании невербальных методов коммуникации. Например, затруднения с установлением глазного контакта, использованием жестов, выражением лица или интонацией при общении с окружающими.
- Проблемы в установлении отношений со сверстниками. Дети с аутизмом часто не могут подружиться с детьми своего возраста.
- Неспособность разделять радость, интересы или достижения с другими. Например, обычные дети могут подойти к взрослому, чтобы показать свой рисунок, в то время как дети с аутизмом часто обращаются к другим только с желанием получить что-то, что им нужно.
- Отсутствие социальной и эмоциональной реакции. У таких детей может отсутствовать ответ на попытки других людей привлечь их внимание или проявление эмоций. Например, они могут не замечать и не реагировать, если кто-то ударился. В подобных ситуациях дети с типичным развитием обычно интересуются, все ли в порядке.
Проблемы с коммуникацией
У детей с аутизмом также часто наблюдаются проблемы в области коммуникации.
- У некоторых детей с аутизмом наблюдается задержка в развитии речи или полное отсутствие речи. Они могут использовать мало слов или вообще не употреблять определенные части речи, такие как местоимения или предлоги. Эту форму нарушения часто называют невербальным аутизмом.
- Дети с аутизмом также могут испытывать трудности с началом или поддержанием разговора. Некоторые из них не отвечают на вопросы или не задают их для продолжения разговора, а также могут проявлять неинтерес к новым темам.
- Неспособность изменять слова или непроизвольное повторение определенных слов (эхолалия) может быть примером мгновенной эхолалии, когда ребенок повторяет вопрос вместо того, чтобы на него ответить. Если же речь идет об отсроченной эхолалии, то ребенок может повторять слова или фразы из мультфильмов и песен, которые он слышал ранее.
- Отсутствие разнообразия в спонтанных выдуманных играх (или играх, имитирующих социальное взаимодействие) — одна из характерных черт детей с аутизмом. Они испытывают трудности в общении во время игры. В отличие от детей с типичным развитием, которые могут подражать друг другу в игре, у детей с аутизмом возникают сложности в имитации других.
Повторяющиеся действия и отсутствие гибкости в поведении
У детей с аутизмом могут возникнуть одна или несколько проблем, связанных с повторяющимся или негибким поведением.
- Персеверация в форме строгого следования нефункциональному распорядку. Например, ребенок может настаивать на выполнении определенных действий исключительно в определенном порядке (сидеть на одном и том же стуле, пить из кружки только красного цвета и т.д.).
- Навязчивые идеи с ограниченным кругом интересов. Например, аутичные дети могут сильно увлекаться игрой или беседой о пингвинах, самолетах и других вещах, на которых сосредоточены все их интересы.
- Одержимость какой-либо частью предмета. Например, излишняя сосредоточенность на колесах игрушечных машинок, в ущерб самой машине в целом.
- Дети используют негибкие и повторяющиеся движения тела (аутостимуляция), чтобы поддерживать себя и получать удовольствие, не привлекая других людей.
Ниже представлены различные виды аутостимуляции, направленной на получение приятных ощущений.
- Повторяющиеся движения тела: прыжки на месте, махи руками, хождение на цыпочках, хождение по кругу.
- Зрительная стимуляция: устремленный взгляд на что-то, взгляды краем глаза через периферийное зрение.
- Звуковая стимуляция: создание или прослушивание звуков и шумов.
- Оральная стимуляция: игры со слюной, вставление пальцев или предметов в рот, скрежетание зубами.
- Осязательная стимуляция: концентрация на различных материалах, которые приятно трогать (например, шероховатые или теплые предметы).
- Запаховая стимуляция: вдыхание запахов собственных рук или каких-либо предметов перед их применением.
Коррекция и лечение
Если у вашего ребенка возникли признаки аутистического расстройства, рекомендуется обратиться к психиатру для уточнения диагноза.
Если диагноз подтвердится, необходимо начать коррекцию как можно раньше. В случае комплексного лечения, включающего прием лекарств, консультации с детским психологом, дефектологом и другими специалистами, начатого сразу после появления первых симптомов аутизма (до 2,5 лет), эффективность его будет значительно выше, чем при начале лечения в более позднем возрасте (4—5 лет).
Помимо основного лечения, можно воспользоваться иппотерапией или дельфинотерапией. Эти виды реабилитации представляют собой дополнительные методы, включающие взаимодействие с лошадьми или дельфинами, которое помогает детям с аутизмом освоить навыки общения и адаптации к окружающему миру.
Диагностика
Если у вашего ребенка есть признаки аутизма, такие как отсутствие реакции на имя, отсутствие улыбки, отсутствие взгляда в глаза, неспособность следовать указаниям взрослых, нетипичное игровое поведение (игра с неигровыми предметами), а также неспособность выразить свои желания, вам следует обратиться к врачу для диагностики. У детей в возрасте 1 год должны быть такие навыки, как гуление, лепетание, указание на объекты и попытки их схватить. В возрасте 1,5 года ребенок должен использовать отдельные слова, а в 2 года — фразы из двух слов. Если ваш ребенок не обладает этими навыками, рекомендуется пройти обследование у специалиста.
Для выявления диагноза аутизма важно провести наблюдения за поведением ребенка и выявить характерную триаду симптомов – недостаток социальных взаимодействий, недостаток коммуникации и стереотипное поведение. Для исключения других возможных нарушений, таких как расстройства речевого развития, необходимо проконсультироваться у логопеда, а также пройти осмотр у сурдолога и офтальмолога для исключения проблем со слухом и зрением. Важно отметить, что аутизм может сопровождаться или не сопровождаться умственной отсталостью. В случае совпадения уровня интеллекта у детей с разными расстройствами, прогноз и методы коррекции будут существенно отличаться, поэтому важно провести тщательную диагностику и изучить особенности поведения каждого пациента внимательно, чтобы правильно разграничить эти два расстройства.
Лечение аутизма
Основная цель лечения заключается в улучшении самостоятельности пациента в процессе обслуживания себя и поддержания социальных связей. Для этого используются длительная поведенческая терапия, игровая терапия, трудотерапия и логопедическая терапия. Коррекционная работа проводится во время приема психотропных препаратов.
Выбор программы обучения осуществляется с учетом способностей ребенка. Детей с низкой функциональностью аутизма (первая и вторая группа по классификации Никольской) обучают дома. Дети с синдромом Аспергера и высокофункциональным аутизмом (третья и четвертая группа) посещают специальные или обычные школы.
В настоящее время медики считают, что аутизм неизлечим. Однако у некоторых детей (3-25% от общего числа пациентов) после длительной коррекции наступает ремиссия, и аутизм снимается. Но из-за недостаточного количества исследований нельзя сделать точные прогнозы относительно развития аутизма у взрослых.
Специалисты отмечают, что с возрастом у многих пациентов симптомы болезни становятся менее выраженными. Однако есть сообщения о возрастном ухудшении коммуникативных навыков и навыков самообслуживания. Положительными прогностическими признаками являются коэффициент интеллекта выше 50 и развитие речи в возрасте до 6 лет, однако полная или почти полная независимость удается достичь лишь 20% детей из этой группы.