Симптомы и причины алалии у детей: что нужно знать родителям

Алалия представляет собой состояние, при котором наблюдается полное отсутствие речи или недостаточная её формация, вызванное нарушением в тех областях мозга, которые отвечают за речевую функцию.

Коротко о главном
  • Определение: Алалия – речевое расстройство у детей, проявляющееся в отсутствии или недостатке речи при сохранной умственной способности.
  • Симптомы: Отсутствие активной речи, плохое понимание речевых инструкций, трудности с формированием предложений и общением с окружающими.
  • Причины: Генетические факторы, травмы головы, перенесённые заболевания (например, менингит), неблагоприятные условия в семье.
  • Диагностика: Основана на наблюдении за речевым развитием, оценке моторных навыков и взаимодействия с окружающими.
  • Лечение: Включает логопедическую помощь, индивидуальную работу с психологом и, при необходимости, медикаментозное лечение.

Патология речевой зоны может развиться как в утробе матери, так и в течение первых трех лет после рождения. Алалия характеризуется системной недоразвитостью речи, что приводит к проблемам как в фонетико-фонематическом, так и в лексико-грамматическом аспекте речевых навыков.

Для детей с данной патологией характерно запоздалое развитие речевой реакции, ограниченный словарный запас, аграмматизм, а также ошибки в построении слогов и нарушенное произношение фонем.

Детям с алалией необходимо пройти обследования в области неврологии и логопедии. В рамках психолого-медико-педагогической помощи также требуется медикаментозное лечение для формирования адекватной психической работы в области лексико-грамматических и фонетико-фонематических процессов.

Причины

  1. В антенатальный период могут возникнуть повреждения речевой зоны мозга по разным причинам, среди которых гипоксия плода, инфекции, угроза прерывания беременности, травмы плода из-за падений, токсикоза или хронических заболеваний.
  2. Сложности, возникающие во время беременности, могут привести к затруднениям в процессе родов и перинатальным патологиям. Заболевание иногда является следствием расстройства дыхательной системы новорожденного, недоношенности или травм, полученных во время рождения, включая использование акушерских инструментов.
  3. К аз факторам, способствующим развитию трудностей в речевом развитии в первые годы жизни, можно отнести энцефалит, черепно-мозговую травму, менингит и ряд соматических заболеваний, которые истощают центральную нервную систему. Также некоторые исследователи говорят о наследственной или семейной предрасположенности.

Существуют определённые факторы в анамнезе, которые могут приводить к минимальной мозговой дисфункции. При наличии органических повреждений мозга наблюдается снижение скорости созревания нейронов, которые, в конце концов, остаются на стадии нейробластов.

Такой процесс сопровождается уменьшением возбудимости нейронов, истощением клеток мозга и замедлением основных нейробных процессов.

Группа риска и меры профилактики

Важные ситуации, когда будущая мама попадает в рискованную группу, включают:

  • инфекционные и соматические заболевания в период беременности;
  • анемия у беременных, которая снижает поступление кислорода и других необходимых элементов к ребенку;
  • вирусные инфекции, перенесенные в ранний срок беременности;
  • сложные роды;
  • очень быстрые роды;
  • долгий период без околоплодных вод;
  • узкий таз у женщины.

Как можно снизить риски?

  1. Запланированность беременности — важный аспект. Даже при отсутствии заболеваний подготовка включает в себя поддержание нормального уровня гемоглобина, артериального давления и санацию инфекций. Во время беременности стоит избегать общения с больными инфекционными заболеваниями, а рацион питания должен быть полноценным и разнообразным.
  2. Кормление грудью рекомендуется продолжать как можно дольше.
  3. Ключевым является защита ребенка от инфекционных заболеваний.
  4. Необходимо регулярно посещать педиатра и других специалистов, следовать их рекомендациям, ведь своевременное лечение может существенно уменьшить негативное воздействие заболеваний.

Алалия у детей симптомы в зависимости от классификации

Современная логопедия применяет классификацию В. А. Ковшикова, которая включает:

Комментарий эксперта
Флейшман Арнольд Наумович
Врач-невролог, доктор медицинских наук

Алалия у детей – это нарушение речевого развития, которое проявляется в неспособности к формированию активной речи при нормальном слухе и отсутствии других значительных заболеваний. Симптомы алалии могут варьироваться, но чаще всего дети испытывают трудности в произнесении слов и построении предложений. Некоторые из них могут использовать лишь отдельные слова, в то время как другие вообще не могут говорить. Кроме того, у детей с алалией часто наблюдаются проблемы с пониманием речи, что может затруднять взаимодействие с окружающими.

Причины алалии могут быть разнообразными. Чаще всего это связано с нарушениями в развитии центральной нервной системы, которые могут возникать как в ходе беременности, так и при родах. Например, инфекции, травмы, а также недостаток кислорода могут негативно сказаться на формировании речевых функций ребенка. Иногда алалия может быть следствием раннего нарушения слуха, что также значительно влияет на способность ребенка к речевому взаимодействию.

Важно отметить, что ранняя диагностика алалии и своевременное вмешательство специалистов, таких как логопеды и неврологи, играют ключевую роль в коррекции этого расстройства. Корректирующие занятия могут значительно улучшить уровень речевого развития, если их проводить систематически. Важно, чтобы родители и специалисты вместе работали над созданием оптимальных условий для коммуникации, что поможет ребенку развиваться и адаптироваться в обществе.

  • моторную, или экспрессивную, алалию;
  • сенсорную, или импрессивную, алалию;
  • комбинированную (сенсомоторную), где один тип преобладает над другим.

Моторная форма патологии возникает из-за ранних органических повреждений в корковом отделе речедвигательного анализатора. В этом случае речь ребенка не формируется, однако восприятие речи других людей сохраняется.

  1. Если затрагиваются посцентральные извилины, появляется афферентная моторная алалия, сопровождающаяся кинестетической артикуляторной апраксией.
  2. При поражении премоторной коры развивается эфферентная моторная алалия, протекающая с кинетической артикуляторной апраксией.

Сенсорная форма возникает, когда поврежден корковый отдел, отвечающий за речеслуховой анализ. Здесь нарушается высший корковый анализ и синтез речевых звуков, в то время как физический слух остается, но понимание речи становится невозможным.

Симптомы моторной алалии

  1. У детей наблюдаются сложности в управлении двигательными функциями, включая неловкость движений, плохую координацию и слабую мелкую моторику.
  2. Проблемы с обучением навыкам самообслуживания, такими как шнуровка обуви.
  3. Среди детей с моторной алалией наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы, внимательности, а Восприятия информации.
  4. Поведенческие характеристики могут варьироваться — дети могут быть гиперактивными, либо, наоборот, проявлять замедленность.
  5. Многие дети быстро утомляются, имеют низкую работоспособность и негативное отношение к речевой активности.
  6. Недостаток речевой активности негативно сказывается на интеллектуальном развитии; в процессе речевого обучения этот дефицит может вскоре компенсироваться.
  7. Сохранена функция восприятия и понимания речи, несмотря на грубые отклонения или отсутствие собственной речи у ребенка.
  8. Развитие речевых навыков происходит с опозданием, каждый этап характеризуется значительным сокращением речевых реакций.
  9. Значительные нарушения произношения, несмотря на наличие способности выполнять артикуляционные движения для детей с афферентной моторной алалией.
  10. Основным речевым дефектом является неспособность выполнять последовательные артикуляционные действия, что приводит к грубым искажениям в словах.
  11. Отсутствие сформированного динамического речевого стереотипа может способствовать развитию заикания.
  12. Словарный запас значительно меньше норм для данного возраста. Освоение новых слов происходит медленно, активный словарь ограничивается общепринятой лексикой.
  13. Малый словарный запас ведет к трудностям в понимании значений слов, их неправильному использованию и замене синонимами или похожими по звучанию словами.
  14. Преобладание существительных в словаре ребенка.
  15. Структура фраз состоит из простых предложений. Ребенок не может должным образом представить события, выделить основные или вспомогательные составные части, что затрудняет передачу информации.
  16. Сложные предложения вызывают лишь подражательные звуки, а слова произносятся вместе с чрезмерным жестикулированием или мимикой.

Симптомы сенсорной алалии

  1. Физический слух у ребенка сохраняется, что делает его чувствительным к различным звукам.
  2. У детей с сенсорной алалией наблюдается сочетание активной речи и нарушенного слухового восприятия, при этом речь кажется несвязанной и состоит из неполных фраз.
  3. В разговоре могут появляться повторы, неожиданные звуки и смешение частей разных слов; общение осуществляется с помощью мимики и жестов.
  4. Сложные формы сенсорной алалии проявляются полным отсутствием понимания речи, в других случаях оно может иметь ситуативный характер. Ребенок может распознавать фразы в определенных контекстах, однако после изменения формулировки может потерять понимание.
  5. Недостаточный фонематический слух приводит к невозможности различать схожие по звучанию слова.
  6. Проблемы с речевым развитием вызывают задержки в развитии личности и интеллекта.
  7. Дети испытывают трудности с концентрацией внимания, часто отвлекаются и быстро утомляются.
  8. Также может наблюдаться импульсивность, хаотичность в действиях или, наоборот, инертность и замкнутость.

Чистая форма сенсорной алалии встречается довольно редко, чаще наблюдается ее сенсомоторная вариация.

Диагностика

  1. Необходимо пройти обследование у невролога для выявления и оценки состояния мозга.
  2. Для исключения тугоухости следует провести исследования слуховых функций.
  3. Нейропсихологическое обследование поможет изучить состояние слухоречевой памяти.
  4. Логопедическая консультация нужна для анализа перинатального анамнеза и оценки характера патологии. Особенно важно обратить внимание на сроки развития психомоторных и речевых функций.
  5. Следует проводить диагностику устной речи в соответствии с методиками для выявления нарушений.
  6. Дифференциальное обследование производится с целью исключения злокачественных заболеваний, тугоухости, дизартрии, олигофрении и аутизма.

Коррекционное воздействие

Независимо от формы заболевания, необходимо применять комплексный подход к коррекции. Дети с алалией получают помощь в специализированных учреждениях.

Работа над развитием речевых функций должна сочетаться с медикаментозным лечением, направленным на ускорение созревания мозга. Не менее важным является развитие общей моторики рук и психических функций, таких как мышление, память и внимание.

Так как расстройство имеет системный характер, необходимо осуществлять коррекцию на всех уровнях речевых навыков. В случае моторной формы проблему у ребенка следует решать через стимулирование речевой активности, занимаясь не только развитием активного, но и пассивного словаря. Важным аспектом является обучение связной речи при правильном произношении. К логопедическим занятиям следует включать логоритмику и массаж для улучшения речевых функций.

При сенсорной форме нарушения основное внимание уделяется освоению различных звуков и работе над словесной дифференциацией. В процессе обогащения словарного запаса и формирования фонематического восприятия станет возможным развитие полноценной речевой функции.

Кроме того, рекомендуется начинать обучение грамоте для детей с алалией на ранних этапах. Овладение этим навыком не только поможет закрепить изученный материал, но и позволит контролировать устную речь.

Семинар на тему: «Первые шаги в работе с детьми, не говорящими» (старт речевого развития) по методике Новиковой-Иванцовой Т.Н.

Опыт других людей

Анна, 34 года, мама двоих детей: «Когда моему старшему сыну было 3 года, я заметила, что он не начал говорить, как его ровесники. Мы с мужем были обеспокоены, у него не было даже простых слов. В итоге нас направили к логопеду, который диагнозировал алалию. Симптомы были очевидны: он не мог связно говорить и часто показывал на картинки, вместо того чтобы назвать предметы. Причины могли быть разными – я узнала, что это может быть связано с недостатком общения в раннем возрасте, а также с некоторыми нарушениями в развитии. Мы начали заниматься с логопедом, и это очень помогло.»

Сергей, 28 лет, отец: «Моя племянница страдает от алалии, и мы долго не могли понять, в чем дело. Она была активной и игривой, но язык не шел. Педиатр объяснил, что признаки могут варьироваться от полного отсутствия речи до очень ограниченного словарного запаса. Причины могут быть обусловлены как наследственными факторами, так и воздействием окружающей среды – например, если дети слишком много времени проводят перед экраном и мало общаются с взрослыми. У нас были семейные собрания, где мы старались больше говорить и играть с ней, и это начало давать результаты.»

Екатерина, 40 лет, педагог: «В своей практике сталкивалась с детьми с алалией. Часто родители говорили, что дети не могут выразить свои мысли и эмоции словами, совершенно не понимая, что дело в задержке речевого развития. Я заметила, что у таких детей часто бывает достаточно сильное желание общаться, но они просто не могут найти нужные слова. Изучая причины, мы пришли к выводу, что это может быть связано с недостатком речевых стимулаций или проблемами в слуховом восприятии. Я всегда рекомендую родителям обращаться к специалистам на ранних этапах, чтобы избежать дальнейших трудностей.»

Вопросы по теме

Как влияет окружающая среда на развитие алалии у детей?

Окружающая среда играет важную роль в развитии речи у детей. Недостаток общения, минимальная языковая стимуляция, а также наличие стресса или негативной атмосферы в семье могут способствовать развитию алалии. Дети, которые растут в многоголосой среде, где много языков или акцентов, могут также испытывать трудности с формированием словесной речи, что потенциально может привести к алалии. Качественная языковая среда, включая обращение к ребенку, чтение книг и игры, может помочь предотвратить проблемы с речью.

Какая роль генетики в развитии алалии?

Генетика может играть значительную роль в предрасположенности ребенка к алалии. Если в семье наблюдаются случаи речевых нарушений, то вероятность их появления у потомства увеличивается. Однако алалия может быть вызвана не только наследственными факторами, но и сочетанием их с неблагоприятными условиями в окружающей среде, такими как травмы головы или инфекции в раннем возрасте. Исследования показывают, что затруднения в развитии языка могут происходить из-за генетических мутаций, влияющих на мозговые структуры, отвечающие за речь.

Что делать, если у ребенка наблюдаются симптомы алалии?

Если у ребенка возникают симптомы алалии, важно как можно быстрее обратиться к специалисту. Первым шагом является консультация с педиатром, который может направить вас к логопеду или неврологу для более детальной оценки состояния. Специалисты могут предложить индивидуальные и групповые занятия по развитию речи, а также игры и упражнения, направленные на улучшение речевых навыков. Ранняя диагностика и вмешательство существенно увеличивают шансы на успешное преодоление проблем с речью.

Оцените статью
Нейромед - статьи
Добавить комментарий