Неврологический статус у ребенка — это комплексная оценка нервной системы, которая позволяет определить наличие или отсутствие неврологических патологий, их характер и степень выраженности. В данной статье мы рассмотрим различные типы неврологического статуса у детей, включая симптомы и признаки, диагностику и лечение таких состояний.
Подробнее мы расскажем о неврологическом статусе у детей с детским церебральным параличом, эпилепсией, задержкой психического развития, аутизмом и другими неврологическими расстройствами. Мы также обсудим важность ранней диагностики и комплексного подхода к лечению, а также делимся советами, как помочь детям с различными неврологическими проблемами достичь наилучшего качества жизни. Не пропустите информацию, которая поможет вам лучше понять и поддержать детей с неврологическими нарушениями.
Неврологический статус у ребенка представляет собой комплексное состояние его нервной системы, которое определяется различными факторами. В зависимости от типа неврологического статуса у ребенка, могут наблюдаться различные симптомы и отклонения.
Основные типы неврологического статуса у детей:
Нормальный неврологический статус
У детей с нормальным неврологическим статусом отсутствуют патологии и отклонения в развитии нервной системы. Они демонстрируют хорошую координацию движений, адекватное поведение и реакции на различные стимулы.
Дисфункциональный неврологический статус
Дети с дисфункциональным неврологическим статусом могут испытывать различные проблемы с контролем движений, чувствительностью, координацией или восприятием. Это может быть связано с нарушениями развития нервной системы или травмами.
Нейродегенеративный неврологический статус
Данный тип неврологического статуса у детей характеризуется прогрессирующими изменениями в нервной системе, приводящими к ухудшению функций. К таким заболеваниям относятся болезни, такие как болезнь Альцгеймера или детский церебральный паралич.
Определение типа неврологического статуса у ребенка является важным аспектом диагностики и лечения нервных расстройств. Проведение комплексного неврологического обследования позволяет определить особенности функционирования нервной системы и выбрать оптимальную тактику реабилитации.
Диагностика
Метод диагностики, позволяющий оценить неврологическое состояние ребенка с речевыми нарушениями, имеет большое значение для логопеда. Он поможет получить максимально полную информацию о причинах этих нарушений, своевременно направить ребенка к невропатологу для проведения более глубокого обследования, объяснить родителям особенности развития их ребенка и предложить возможные пути решения его проблем.
- Оценка неврологического состояния ребенка с речевыми нарушениями
- Состояние опорно-двигательного аппарата
- Состояние шеи (короткое, длинное)
- Проведение теста на поворот головы (ограничение движения)
- Выявление гипертонуса затылочных мышц (односторонний, двусторонний)
- Оценка положения плеч в отношении шейного отдела позвоночника (завышенное, заниженное)
- Появление сколиотической деформации позвоночника (изгиб позвоночника)
- Изменение формы грудной клетки (кифоз, лордоз)
- Состояние нижних конечностей (неравномерная высота стоп, плоскостопие, выпуклое или вогнутое положение)
- Состояние артикуляционного аппарата
- Состояние языка (напряжение, парез, дрожание)
- Присутствие явных подъязычных вен
- Присутствие опущенного мягкого неба
- Сглаженная складка между носом и верхней губой
- Выраженная выпуклая часть лба
- Присутствие выраженной венозной сети на висках или над переносицей
- Присутствие выраженного «лобного треугольника»
- Определение доминирования одной половины головного мозга
- Диагностический тест «Ручные пробы»
Анализ:
Метод, использованный для определения неврологического статуса у детей
- Определение преобладания полушария
Логопед размещает часы на столе и дает команду ребенку подойти к ним, взять и приложить к уху, чтобы послушать.
Вывод: логопед обращает внимание на то, какая рука использовалась для взятия часов и к какому уху их принесли.
- По указанию логопеда ребенок берет трубу, прикладывает ее к глазу и смотрит вдаль.
Вывод: логопед обращает внимание на то, какая рука использовалась для взятия трубы и к какому глазу она была принесена.
Логопед просит ребенка подпрыгнуть сначала на одной ноге, а затем на другой.
Вывод: логопед обращает внимание на то, на какой ноге ребенок совершил первый прыжок.
- Диагностический тест «Ручные пробы»
Врач-логопед просит ребенка сесть и сложить руку на руку, ногу на ногу.
Вывод: врач-логопед обращает внимание на то, какие конечности находятся сверху.
Врач-логопед просит ребенка собрать пазл или мозаику.
Вывод: врач-логопед обращает внимание на то, какая рука является ведущей при сборе пазла.
Результат положительный, если при проведении штриховки на коже внешнего края стопы, ребенок медленно разгибает большой палец, в то время как остальные пальцы остаются неподвижными или расходятся веерообразно.
- Ребенок находится в положении стоя, стопы соприкасаются внутренними краями, руки вытянуты вперед под углом 90 градусов к туловищу, глаза закрыты.
Результат положительный, если ребенок качается.
- Ребенок стоит, его стопы касаются внутренних краев, руки вытянуты вперед под углом в 90 градусов от туловища. Логопед просит ребенка прикрыть глаза и с помощью прямой руки дотянуться до кончика носа. Рефлекс считается положительным, если ребенок не попадает.
Замедление физического развития у детей может быть связано с патологией гипоталамуса и гипофиза (гипофизарный нанизм, синдром Лоренса-Барде-Бидля и т. д.). Высокий рост также может развиться в связи с патологией гипофизарно-гипоталамической области (гигантизм), а также при болезни Марфана, синдроме Клайнфелтера.
Окружность головы измеряется сантиметровой лентой через надбровные дуги и затылочный бугор. У новорожденных окружность груди меньше окружности головы на 2-4 см. К 3-4 месяцам окружность груди достигает, а затем превышает окружность головы. В течение первых 4 лет наблюдается быстрый рост костей черепа, особенно заметно увеличение окружности головы в течение первых 2 лет (на 12-13 см).
В новорожденных детей наблюдается открытый большой родничок, размеры которого составляют 2X2 см, с ощутимой пульсацией. Не все новорожденные имеют открытый малый родничок. Боковые роднички всегда закрыты. При крике, возбуждении, плаче, лихорадочных состояниях, различных инфекциях, судорожных синдромах, повышенном внутричерепном давлении большой родничок выдавливается.
Некоторые случаи могут быть наблюдаемы, когда родничок втягивается — это происходит при долговременных истощающих заболеваниях, обезвоживании организма. В норме малый родничок закрывается к 2-3 месяцам. Большой родничок постепенно уменьшается, наиболее очевидно в течение первых 3 месяцев. Полное закрытие большого родничка происходит к 12-15 месяцам. Стреловидный и ламбдовидный швы срастаются к 3-4 месяцам.
Длительное увеличение внутричерепного давления вызывает у ребенка определенные изменения: размеры лицевой части черепа меньше по сравнению с мозговой частью, глазные яблоки выпуклы, часто видна полоска склеры над радужной оболочкой, происходит расширение подкожных вен головы. Во время напряжения, плача, крика, венозный рисунок становится более отчетливым. При хроническом гидроцефалусе, продолжительном повышении внутричерепного давления наблюдается расхождение швов.
У детей с микроцефалией есть характерная внешность — уменьшенная голова, низкий лоб, «лопухообразные» уши, особая форма черепа, характеризующаяся сильным его вытягиванием вверх («башенный череп»).
Обращают внимание на состояние лица: осознанное, грустное, спокойное, движения лица, их выразительность; отмечают наличие болевого выражения, а также непроизвольных движений в мышцах лица. Многие заболевания придают лицу ребенка такой характерный вид, что «лицевой синдром» может стать ключевым фактором в диагностике. Так, характерные изменения лица и глаз, наличие эпикантуса и другие признаки болезни Дауна определяют возможность идентификации детей, страдающих этим заболеванием. Особенное амимичное «лицо миопата» наблюдается при прогрессирующих мышечных дистрофиях.
Поза ребенка (выпуклость спины, искривление позвоночника, искривление в поясничной области, «осиная талия»), положение рук (опущенные, свободно опирающиеся на плечи и т. д.), положение ног (прямое, скрещенное, согнутое и т. д.).
Важно, как расположен ребенок в постели. Например, поза «легавой собаки» (с головой, брошенной назад, и ногами, притянутыми к животу) указывает на воспалительное поражение мозговых оболочек. Вместе с этим наблюдается беспокойство ребенка, частое изменение положения. Характерная принужденная «поза головы» наблюдается при повышенном внутричерепном давлении, объемных процессах в задней черепной ямке и нарушениях ликвородинамики.
Как проходит осмотр?
При исследовании неврологического состояния новорожденных младенцев придерживаются определенных стандартизированных условий:
- Осмотр проводят при оптимальной температуре 22-24 °C (для недоношенных — 25-26 °C).
- Осмотр проводят не ранее, чем через 30-60 минут после кормления.
- Обследование проводят на полужестком пеленальном столе. Необходимо, чтобы голова ребенка находилась в сагиттальной плоскости, чтобы исключить влияние асимметричного шейно-тонического рефлекса.
- Из-за уязвимости и быстрого истощения нервной системы новорожденных, осмотр проводится в краткое время. Время исследования можно сократить, объединив проверку нескольких рефлексов (Моро и верхнего хватательного; опоры и шагового) и одновременную оценку нескольких сфер (черепно-мозговая иннервация и безусловно-рефлекторная деятельность).
- Перед началом осмотра детского невролога, определяется состояние, в котором находится новорожденный.
Что проверяют при неврологическом осмотре?
Неврологический осмотр новорожденного включает в себя оценку:
- поведенческого состояния;
- способности к общению;
- мышечного тонуса;
- самостоятельной двигательной активности;
- безусловных рефлексов;
- исследование функций черепных нервов, сухожильных рефлексов;
- выявление возможного источника болевых ощущений;
- исследование координации движений;
- анализ функции чувствительных анализаторов;
- исследование вегетативной нервной системы.
Менингеальные симптомы
Менингеальный синдром возникает при стимуляции мозговых оболочек. В этой группе симптомов включаются следующие проявления:
- Напряженность мышц головы. При активной попытке наклонить голову вперед, наблюдается сопротивление со стороны затылочных мышц.
- Симптом Кернига. Пациент не способен полностью распрямить ногу в коленном суставе, если она предварительно согнута под прямым углом в коленном и тазобедренном суставах.
- Симптом Брудзинского (верхний, нижний).
Симптомы, связанные с конкретными областями
Нервы головного мозга реагируют следующим образом:
I пара (обонятельный нерв). Обоняние сохранено, возможно снижение или потеря обоняния, нарушение обонятельного восприятия, повышенная чувствительность к запахам. Возможны обонятельные галлюцинации.
II пара (зрительный нерв). Острота зрения находится в пределах нормы, возможно снижение остроты зрения или полная потеря зрительной функции. Поле зрения может быть полностью сохранено или иметь выпадения. Возможны зрительные галлюцинации.
III (глазодвигательный нерв), IV (блоковой нерв), VI (отводящий нерв). Произвольные движения глаз отсутствуют, может присутствовать косоглазие. Размер зрачков соответствует освещенности, разница в их ширине отсутствует.
V (тройничный нерв). Чувствительность лица может быть снижена или находиться в пределах нормы. Атрофия жевательных мышц находится в пределах нормы либо снижена. Роговичный рефлекс может быть присутствующим или отсутствующим, рефлекс Бехтерева не изменен или повышен.
VII (лицевой нерв). Оценивается асимметрия лица. Нарушение вкусовых рецепторов. Присутствие слезотечения, повышенного звуковосприятия. Парезы мимических мышц – центральные или периферические.
VIII (преддверно-улитковый нерв). Слух – нормальный, сниженный, потеря слуха (слева, справа). Вестибулярный синдром отсутствует. Рвота, тошнота, системное головокружение.
IX (языкоглоточный нерв), X (блуждающий нерв). Глотание – нормальное (или дисфагия). Фонация – нормальная (или дисфония). Артикуляция – нормальная (или дизартрия). Бульбарный, псевдобульбарный синдромы.
Есть ли сухость во рту.
XI (добавочный нерв). Сила кивательной и трапецевидной мышцы – нормальная, сниженная, справа, слева. Пожимание плечами – без изменений. Фибрилляции и атрофии не наблюдаются.
XII (подъязычный нерв). Оценка координации органов. Наблюдается ли нарушение координации действий органов. Имеется ли гипотрофия языка, наличие фибрилляций или их отсутствие.
Детские неврологические заболевания
Данные статистики показывают, что около 90% неврологических заболеваний у детей обнаруживаются при обращении к специалисту. Чаще всего такие проблемы наблюдаются у детей в возрасте до года, что связано с быстрым формированием и изменением незрелой нервной системы в этом периоде. Но какие факторы могут привести к развитию отклонений и как их можно обнаружить?
Причины возникновения неврологических заболеваний у детей
Часто это связано с особенностями внутренних процессов развития, а среди наиболее распространенных причин следует выделить:
- Травматические повреждения позвоночника или головы при родах.
- Гипоксия плода, которая возникает по разным причинам, например при обвитии пуповиной.
- Сложные роды, приводящие к заражению родовых путей, удлинению безводного периода и возникновению воспалительных осложнений.
- Острый токсикоз у беременных на протяжении всего срока.
- Генетическая предрасположенность.
Если речь идет о детях в возрасте старше 1 года, следует особо обратить внимание на следующие проблемы:
- Слабый иммунитет или возникновение инфекции.
- Стресс и депрессивное состояние.
- Неправильное использование отдельных лекарственных препаратов, например, антибиотиков или препаратов против воспаления.
- Интенсивные нагрузки на организм, как физические, так и умственные.
- Подавленное состояние и чувство страха, вызванные поведением родителей или даже сверстников.
- Повышенная эмоциональность.
- Неблагоприятная экология.
- Патологии внутренних органов, повреждения или заболевание головного мозга.
Вне зависимости от этиологии неврологического заболевания, крайне важно своевременно обнаружить его и приступить к лечению. И чем раньше это произойдет, тем меньше вероятность возникновения осложнений.
Записаться на консультацию к врачам нашей клиники
Менингеальные симптомы
Менингеальный синдром проявляется при раздражении покровов головного мозга. В данную группу входят следующие признаки:
1. Напряженность мышц затылка. При активной попытке согнуть голову к груди, отмечается усиление напряжения мышц затылка.
2. Симптом Кернига. Пациент не может полностью выпрямить ногу в коленном суставе, если она предварительно была согнута под прямым углом в колене и тазобедренном суставах.
3. Симптом Брудзинского (верхний и нижний).
Клинические проявления
Симптомы, связанные с отдельными нервами черепа и головного мозга, имеют следующие характеристики:
Пара I (обонятельный нерв). Сохраняется обоняние, возможно снижение или потеря обоняния, появление перекрестных обонятельных чувств, а также увеличение обонятельных ощущений.
Пара II (зрительный нерв). Острота зрения находится в норме, возможно снижение остроты или полная потеря зрения. Поле зрения может быть нормальным или иметь выпадения из поля зрения. Также возможны зрительные галлюцинации.
Пары III (глазодвигательный нерв), IV (блоковой нерв), VI (отводящий нерв). Произвольные движения глаз отсутствуют, возможно появление косоглазия, размер зрачков соответствует освещению, отсутствует разница в ширине зрачков.
V (тройничный нерв). Снижение чувствительности на лице находится в норме. Жевательные мышцы не атрофированы, но их сила снижена. Роговичный рефлекс может присутствовать или отсутствовать, а рефлекс Бехтерева не изменен и не повышен.
VII (лицевой нерв). Оценивается симметрия лица. Возможны нарушения вкусовых рецепторов. Может наблюдаться слезотечение и повышенное звуковосприятие. Парезы мимических мышц могут быть центральными или периферическими.
VIII (преддверно-улитковый нерв). Слух находится в норме, но может быть сниженным или существует потеря слуха (слева, справа). Вестибулярный синдром отсутствует. Возможны рвота, тошнота и системное головокружение.
IX (языкоглоточный нерв), X (блуждающий нерв). Глотание находится в норме (либо возможна дисфагия). Фонация происходит без нарушений (либо возможна дисфония). Артикуляция также находится в норме (либо возможна дизартрия). Может наблюдаться бульбарный или псевдобульбарный синдром.
Отмечается ли сухость во рту.
Нерв XI (добавочный нерв). Кивательная и трапецевидная мышцы функционируют в пределах нормы, наблюдается снижение силы работы этих мышц как справа, так и слева. Пожимание плечами не имеет изменений. Фибрилляции и атрофии отсутствуют.
Нерв XII (подъязычный нерв). Координация работы органов может быть нарушена или оставаться без изменений. Наблюдается гипотрофия языка и наличие или отсутствие фибрилляций.