ЗПР церебрально-органического происхождения: причины, симптомы, диагностика и лечение

Статья носит информационный характер, не является индивидуальной медицинской рекомендацией. Имеются противопоказания, необходима консультация специалиста.

ЗПР церебрально-органического происхождения это заболевание, вызванное поражением структур мозга, что приводит к нарушению его функций. Проявляется это состояние как умственная отсталость или задержка психомоторного развития.

В следующих разделах статьи мы рассмотрим подробнее причины возникновения ЗПР церебрально-органического происхождения, основные симптомы и методы диагностики, а также возможные подходы к лечению и реабилитации пациентов. Узнаете, как своевременное выявление и комплексное лечение этого заболевания помогают улучшить качество жизни пациентов и их семей.

Коротко о главном
  • ЗПР церебрально-органического происхождения (задержка психического развития) — это нарушение психического развития, обусловленное органическими повреждениями мозга.
  • Причины развития ЗПР могут быть разнообразными: перинатальные травмы, генетические нарушения, инфекции, токсические воздействия, травмы головы и другие факторы.
  • Детальным медицинским обследованием и нейропсихологическим тестированием можно выявить наличие ЗПР и определить уровень тяжести.
  • Обучение и реабилитация детей с ЗПР должны проводиться с учетом индивидуальных особенностей пациента, разработка индивидуальных программ поможет улучшить их качество жизни.
  • Психолого-педагогическая поддержка и раннее начало коррекционных занятий способствуют улучшению адаптации ребенка с ЗПР в обществе и повышению его образовательного уровня.

Задержка психического развития ЗПР у детей: причины, симптомы, виды, варианты коррекции

Отставание в развитии психики обусловлено недостаточной зрелостью эмоционально-волевой сферы и нарушением темпов развития психических процессов у ребенка. У детей с этим расстройством интеллектуальные функции, такие как мышление, память и внимание, развиваются медленнее, чем следовало бы для их возраста, и отстают от общепризнанных стандартов.

Задержка психического развития представляет собой состояние, при котором наблюдаются нарушения в сфере эмоционально-волевой и интеллектуальной функций, которые могут быть успешно скорректированы. По статистике, примерно 17% детей сталкиваются с этой проблемой. В связи с тем, что за этим состоянием могут стоять не только психолого-педагогические причины, но и органические нарушения, то задержка психического развития является предметом изучения детской неврологии и педиатрии.

С момента 1997 года отставание в психическом развитии перестало признаваться в медицинском сообществе как отдельный диагноз, однако термин до сих пор применяется в педагогических кругах для описания особенностей развития ребенка.

Причины задержки

Существует две основные категории причин.

  • Отсутствие должного внимания со стороны взрослых, гипоопека.
  • Изоляция от общения с ровесниками и взрослыми, длительная отсутствие общения с обществом.
  • Недостаточная творческая и мыслительная деятельность.
  • Слишком много опеки, из-за чего ребенок не стремится к самостоятельности.
  • Авторитарное воспитание родителями, не учитывающими желания и мнение ребенка. Наказание в такой семье зачастую несоразмерно повинности, из-за чего ребенок становится тревожным и замкнутым, у него развиваются страхи, что ведет к задержке психического развития.

Существует ряд биологических факторов, которые могут привести к развитию ЗПР в пренатальном периоде, к ним относятся: осложнения беременности, такие как инфекции, травмы, алкогольное воздействие, гипоксия, многоводие, недоношенность, сложные роды, а также резус-конфликт.

После рождения также существуют причины, которые могут провоцировать развитие ЗПР, такие как:

  • Патологии речи, слуха и зрения с врожденными дефектами.
  • Перенесенные соматические заболевания.
  • Патологии сердечно-сосудистой системы.
  • Поражения головного мозга.
  • Травмы головы и мозга.

Эксперты также считают возможным влияние генетики. Если один из родителей сталкивался с ЗПР в детстве, то у его ребенка высока вероятность развития подобного состояния даже при отсутствии других факторов риска во время беременности и после родов.

Мнение эксперта
Флейшман Арнольд Наумович
Врач-невролог, доктор медицинских наук

Каждый случай затрудненного процесса речи (ЗПР) у детей – это уникальный и сложный случай, который требует внимательного изучения и определения причин. Одной из возможных причин ЗПР является церебрально-органическое происхождение. Это означает, что проблемы с речью могут быть вызваны поражением мозга или другими органическими проблемами.

Для точного определения причин ЗПР церебрально-органического происхождения необходимо провести комплексное обследование ребенка, включающее нейропсихологическое тестирование, нейроимиджинг и другие методы. Это поможет выявить наличие проблем в структуре или функционировании мозга, которые могут быть связаны с затруднениями в речи.

Одним из основных признаков церебрально-органического ЗПР является нарушение памяти, внимания и других когнитивных функций. Дети с такими проблемами могут испытывать трудности не только с произношением слов, но и с пониманием речи, обучением и социальной адаптацией.

Раннее обнаружение и раннее начало коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР церебрально-органического происхождения играют решающую роль в их дальнейшем развитии и успешной адаптации в обществе. Поэтому важно не только определить причины проблем с речью у ребенка, но и своевременно начать комплексное лечение и реабилитацию.

Зпр церебрально-органического происхождения

Отставание психического развития органического происхождения проявляется чаще и сильнее в сравнении с другими типами и занимает важное место в этой аномалии развития. Изучение истории болезни детей с этим видом отставания в большинстве случаев указывает на наличие органической недостаточности нервной системы, вызванной токсикозами, инфекциями, травмами, недоношенностью, асфиксией при родах, инфекциями после рождения, токсико-дистрофическими заболеваниями в раннем детстве.

Информация, полученная из анамнеза, часто указывает на замедление смены возрастных фаз развития: отставание в формировании статических функций, ходьбы, речи, навыков опрятности, игровых навыков.

В физическом состоянии, вместе с частыми признаками задержки психического развития (недоразвитие мышц, недостаточный мышечный и сосудистый тонус, задержка роста), часто наблюдается общая гипотрофия, что указывает на возможную патогенетическую роль нарушений вегетативной регуляции; также могут быть различные типы диспластичности телосложения.

В неврологическом состоянии часто встречаются гидроцефалические, а иногда гипертензивные стигмы (локальные участки с повышенным внутричерепным давлением), а также явления вегетативно-сосудистой дистонии.

При анализе патогенеза церебрально-органического генеза ЗПР наблюдается сходство с иностранными терминами «минимальное повреждение мозга» и «минимальная мозговая дисфункция». Упор на термине «дисфункция» скорее указывает на количественный аспект, что позволяет включить в эту группу самые легкие функциональные расстройства ЦНС.

Церебрально-органическая недостаточность оказывает существенное влияние на структуру ЗПР, как на особенности эмоционально-волевой незрелости, так и на характер нарушений познавательной деятельности.

Эмоциональная и волевая незрелость проявляется в органическом инфантилизме. У детей отсутствует обычная для здорового ребенка живость и яркость эмоций; они проявляют слабый интерес к оценке и имеют низкий уровень притязаний. Внушаемость имеет грубый оттенок и часто сопровождается отсутствием критики. Игровая деятельность характеризуется бедностью воображения и творчества, монотонностью и однообразием. Само желание играть часто возникает в ситуациях, требующих целенаправленной интеллектуальной деятельности, скорее как способ ухода от затруднений в учебе, чем как первичная потребность (например, приготовление уроков).

Существует два основных типа органического инфантилизма, в зависимости от преобладающего эмоционального настроя: неустойчивый — с раскрепощенностью психомоторики, эйфорическим настроем и импульсивностью, и тормозимый — с преобладанием пониженного настроения, нерешительностью, безынициативностью и часто — боязливостью.

Для церебрально-органического происхождения ЗПР характерны нарушения познавательной деятельности, вызванные недостаточностью памяти, внимания, инертностью психических процессов, их замедленностью и уменьшенной переключаемостью, а также недостаточностью отдельных корковых функций.

Исследования, проведенные в НИИ дефектологии АПН СССР под руководством В.И. Лубовского, показывают, что у детей с задержкой психического развития наблюдается нестабильность внимания, недостаточное развитие фонематического слуха, зрительного и тактильного восприятия, оптико-пространственного синтеза, моторной и сенсорной стороны речи, долговременной и кратковременной памяти, зрительно-моторной координации, автоматизации движений и действий. Также часто наблюдается неправильное различение «правого» и «левого» направлений, зеркальное письмо, затруднения в различении подобных графем.

У детей с задержкой психического развития церебрально-органического происхождения, как правило, возникают различные нарушения энцефалопатического характера.

1. Церебрастенические явления встречаются наиболее часто и проявляются в ряде феноменов, отражающих нейродинамические расстройства, в первую очередь повышенную утомляемость ЦНС.

2. Симптомы, напоминающие невроз, связанные с церебрастеническим состоянием: беспокойство, испугливость, склонность к страхам темноты, одиночества, и ипохондрические мысли о здоровье своем и близких; навязчивые движения — тики, чаще всего в мышцах нижней части лица, шеи, плеч, связанные с мышечным напряжением; неврозоподобное заикание.

3. Синдром повышенной психомоторной активности, чаще встречающийся у мальчиков: эмоциональная и общая расторможенность, отвлекаемость, беспокойство.

4. Аффективные расстройства проявляются в необъяснимых колебаниях настроения на уровне церебральной деятельности: дисфорическое состояние — ухудшение настроения с злобностью, недоверием, склонностью к агрессии; эйфорическое состояние — повышенное настроение с элементами шутливости, назойливости, бесцельной беспокойности.

5. Симптомы психопатоподобных нарушений включают в себя сочетание неуправляемости движений, эмоциональной нестабильности, потери интереса к умственной работе и отрицательного отношения к учебе, иногда — неуправляемости желаний (склонности к побегам, кражам, лживости, онанизму и т.д.).

6. Эпилептиформные нарушения включают различные виды судорожных припадков и других нервно-психических пароксизмов.

7. Расстройства апатии и адинамии включают в себя снижение инициативы и мотивации в умственной деятельности, выраженную эмоциональную вялость и двигательную заторможенность.

Интересный факт
Малоизвестным фактом является то, что заболевания церебрально-органического происхождения могут быть вызваны не только врожденными аномалиями или травмами мозга, но также и влиянием внешних факторов, таких как поражение инфекционными заболеваниями, отравление токсинами, нарушение кровообращения или даже длительное употребление некоторых лекарств.

Чем ЗПР отличается от ЗРР и ЗПРР?

Задержки развития речи и психоречи возникают из-за поражений головного мозга и центральной нервной системы. Причины могут быть различными: болезни, перенесенные матерью во время беременности, гипоксия плода, патологии родов, хромосомные или генетические заболевания, инфекции, врожденные аномалии ЦНС, патологии сосудов головного мозга, ДЦП, психические заболевания (например, эпилепсия) и опухоли головного мозга.

Когда у ребенка задержка развития речи и психоречи:

  • нарушения интеллекта не первичны, и правильная коррекция речевого развития может положительно повлиять на нормализацию интеллекта;
  • задержка неоднородная — развитие речи отстает гораздо больше, чем психическое.
  • При своевременной диагностике и грамотной коррекционной работе со специалистами и дома с родителями ребёнок сможет догнать сверстников уже к старшему дошкольному возрасту.

При задержке психического развития (ЗПР):

  • Интеллектуальное развитие изначально не соответствует возрасту, что приводит к проблемам с формированием речи;
  • Отсутствуют специфические речевые ошибки, уровень речевого развития не соответствует возрасту сверстников;
  • Развитие речи отстаёт вместе с общим психическим развитием, сохраняется синхронность;
  • Речь может развиться спонтанно, но позднее, чем у сверстников. Для коррекции вторичных проблем со речью потребуются занятия с логопедом.

ЗПР = умственная отсталость?

Очень часто детям с задержкой психического развития ставится неправильный диагноз – умственная отсталость (УО). Особенно это затрагивает детей, которые живут в детских домах. Хотя легкая степень умственной отсталости и задержка психического развития имеют сходные симптомы, это разные расстройства, и для их разграничения необходимо продолжительное всестороннее наблюдение со стороны специалиста.

Похожие симптомы

  • Эмоционально-волевая незрелость;
  • Инфантильность;
  • Низкий уровень познавательной активности;
  • Ограниченные представления об окружающем мире;
  • Нарушения восприятия, мышления, памяти и речи;
  • Отсутствие умений анализа, обобщения, сравнения, синтеза.

Различия между задержкой психического развития и умственной отсталостью

Умственная недостаточность является обобщенным термином для множества отклонений, при которых наблюдается стойкое и необратимое снижение умственных способностей. Это комплекс синдромов, вызванный органическими поражениями и патологиями головного мозга (врожденными или приобретенными). В случае умственной недостаточности страдают мыслительные функции, присутствует общее психическое недоразвитие и умственная несостоятельность. Уровень интеллекта у ребенка с умственной отсталостью не превышает определенного уровня, несмотря на проведение тщательной работы с ним.

В отличие от умственной недостаточности, задержка психического развития обратима, ребенок развивается в том же направлении, что и обычные дети, но значительно медленнее. Дети с задержкой психического развития обучаемы, поддаются коррекции и адекватны в своих действиях (например, играют, используя игрушки согласно их предназначению).

В процессе обучения они могут усвоить методы выполнения заданий и применить их для решения похожих задач под руководством учителя. У детей с ЗПР наблюдается неравномерное развитие всех аспектов мыслительной деятельности (например, внимание неравномерно повышается к 8-9 годам). Прогноз при ЗПР более благоприятный, и существует высокая вероятность успешной адаптации ребенка при соответствующей психолого-педагогической поддержке и участии семьи. Конечно, коррекционная работа также необходима при умственной отсталости, но обычно она проходит медленнее и имеет свои ограничения.

Важно как можно раньше различать ЗПР от умственной отсталости и своевременно начинать коррекционную работу.

Задержка психического развития церебрально-органического генеза

Церебрально-органическое расстройство (ЦОР) — это патология, которая происходит в результате поражения головного мозга у ребенка в период внутриутробного развития или в раннем детстве. У подобных детей наблюдается усиленная утомляемость, недисциплинированность, нарушение внимания, что влияет на каждый аспект их психической деятельности.

Восприятие детей с ЗПР ЦОГ отличается от обычного. Они не могут полностью и точно воспринимать информацию, не размышляют над объектами, не могут выделять их части и устанавливать пространственные отношения. Из-за этого им сложно различать похожие предметы, такие как стул и кресло, тарелка и блюдце и т.д. У них также затруднен сенсорный опыт, они могут выполнить словесную команду типа «Дай красный карандаш», но сами не смогут назвать цвет предмета.

Задержка психического развития церебрально-органического генеза

Многие из этих детей имеют ограниченную память, с замедленной скоростью запоминания и уменьшенной её прочностью. Их способность воспроизводить информацию не всегда точна, и они быстро забывают то, что запомнили. Особенно пострадали виды памяти, требующие мыслительных процессов, поэтому дети чаще всего прибегают к механическому заучиванию.

У детей с задержкой психического развития наблюдаются трудности в формировании образного мышления, что проявляется на уровне конкретных представлений и действий. Они испытывают сложности в объединении частей в целое и выделении частей из целого, а В манипулировании образами в пространстве. В своих размышлениях они склонны придерживаться шаблонов и стереотипных решений. К старшему дошкольному возрасту у этих детей не формируется словесно-логическое мышление. Особые трудности вызывают задания, требующие установления причинно-следственных связей и построения последовательности событий.

Нарушения речи у этих детей часто имеют системный характер и затрагивают звукопроизношение, лексико-грамматические навыки и связную речь.

Особенно важно изучить эмоционально-волевую сферу. У детей с такой задержкой развития часто отсутствует яркость и интенсивность эмоций. Они мало заинтересованы в оценке своих действий и имеют низкие планы. В игровой деятельности у них наблюдается отсутствие воображения, монотонность и однообразие в действиях.

Некоторые дети характеризуются повышенной моторной активностью, эйфорией и импульсивностью, в то время как другие имеют повышенное настроение, нерешительность, безынициативность и боязливость. В целом у всех этих детей слабая мотивационно-целевая основа деятельности, и к началу школьного обучения у них нет перехода от игровой деятельности к учебе. Они плохо ориентируются в морально-этических нормах поведения и зачастую не готовы к эмоционально-тёплым отношениям со сверстниками.

Этот вид ЗПР является самым сложным среди всех вариантов, однако он имеет благоприятный прогноз.

Что важно знать и понимать? Если у вашего ребенка есть задержка в развитии речи (ЗРР), психоречевом развитии (ЗПРР) или психическом развитии (ЗПР), важно своевременно обратиться за помощью к специалистам — логопеду, дефектологу, психологу. Они проведут комплексное обследование, определят структуру задержки и разработают программу коррекции. Коррекционную работу можно начинать уже с первых месяцев жизни, не дожидаясь появления других проблем, поскольку развитие речи, интеллекта и эмоционально-волевой сферы тесно связаны друг с другом.

 

Развлечения с малышами для снятия душевного напряжения Дети, как известно, могут получить психологическую пользу от игр. Эффективно взаимодействовать с детьми через развлечения, способствующие расслаблению.

Характеристика ЗПР психогенного происхождения. Характеристика ЗПР церебрально-органического генеза

Большинство детей в этой группе имеют нормальное физическое развитие и соматическое здоровье. Однако, согласно исследованиям, у многих из них присутствует мозговая дисфункция. Психический инфантилизм этих детей связан с неблагоприятными условиями воспитания, особенно для тех, кто вырос в Доме ребенка. Лишение материнского тепла и эмоциональной поддержки, малообразие социальных контактов, недостаток стимуляции для развития индивидуального интеллекта — все это часто приводит к замедлению психического развития. Результатом такого воздействия становятся уменьшение интеллектуальной мотивации, поверхностность эмоций, зависимость в поведении и недостаток самостоятельности.

Часто, причиной возникновения данного детского нарушения являются неблагополучные семьи: асоциальные или авторитарные. В асоциальной семье ребенок вырастает в атмосфере полного отсутствия контроля, эмоционального отторжения в сочетании с полной свободой.

Родители своим образом жизни (употребление алкоголя, разврат, безработица, воровство) стимулируют импульсивные, взрывные реакции, безразличное подчинение желаниям, непослушание, подавление умственной активности. Такие условия воспитания становятся долгосрочным психотравмирующим фактором, способствующим развитию признаков психического детского поведения в нестабильной и возбудимой форме.

Частое наличие педагогической запущенности в семье с авторитарным и конфликтным стилем воспитания может способствовать формированию у ребенка стойких асоциальных установок. Сфера жизни ребенка в такой семье наполнена ссорами и конфликтами между взрослыми. Подавление и наказание, как основные методы воздействия со стороны родителей, могут систематически травмировать психику ребенка, в результате чего у него могут складываться черты пассивности, несамостоятельности, забитости и повышенной тревожности. В результате у ребенка может возникать психический инфантилизм по астеническому тормозному типу.

Дети в данной группе характеризуются низким уровнем аналитического восприятия: они имеют слабое представление о важных и неважных признаках, испытывают трудности в определении сходства, недостаточно используют обобщающие понятия. Они не проявляют интереса к продуктивной деятельности, их внимание неустойчиво. В их поведении часто проявляются индивидуализм, необъективность, повышенная агрессивность или, наоборот, чрезмерная покорность и приспособленчество. Неустойчивое развитие негативных черт характера может привести к хронической дезадаптации.

При наличии заинтересованности учителя, индивидуальном подходе и интенсивном обучении, эти дети могут успешно заполнить пробелы в своих знаниях в школьной среде.

Это описание характеристики ЗПР (задержки психического развития) церебрально-органического происхождения.

Нарушение развития интеллекта и личности связано с более серьезным и устойчивым локальным нарушением созревания структур мозга в данном случае.

Причинами различных отклонений в развитии мозга являются патологии беременности, такие как тяжелый токсикоз, перенесенные матерью вирусный грипп, малярия, гепатит, алкоголизм и наркомания у матери или отца; а также родовые патологии, включая недоношенность, родовую травму, асфиксию (удушье плода), тяжелые заболевания в первый год жизни (нейроинфекция), тяжелые инфекционные заболевания.

У всех детей в этой группе наблюдаются симптомы церебральной астении: повышенная утомляемость, непереносимость духоты и жары, затруднения при езде на транспорте, снижение работоспособности, слабая концентрация внимания и снижение памяти. У детей с такими особенностями ЗПР значительно снижена. Их мыслительные операции несовершенны и их показатели производительности приближаются к детям с олигофренией. Они усваивают знания фрагментарно, быстро забывают их, и в результате к концу первого года обучения они становятся стойко неуспевающими.

Дети этой группы отстают в своем интеллектуальном развитии и препятствуется незрелость их эмоционально-волевой сферы, проявляющаяся более глубоко и грубо, чем у детей с другими нарушениями. Они проявляют психическую незрелость через примитивные эмоциональные реакции, слабое понимание взаимоотношений, низкую мотивацию, некритичность, зависимость, и пресыщаемость. Эти дети долго усваивают правила взаимодействия, не могут связать свои эмоциональные реакции с конкретными ситуациями, и нечувствительны к собственным ошибкам. Ведущим мотивом их поведения является игра, что часто приводит к внутреннему противоречию между «хочу» и «надо».

У детей часто проявляются дезадаптивные поведенческие формы, которые могут быть возбужденными или заторможенными. При возбужденных формах они становятся конфликтными, агрессивными, раздражительными, склонными к дракам. При заторможенном поведении они проявляют вялость, пассивность, медлительность, уклоняются от контактов, испытывают пугливость, тревожность и часто плачут.

Для таких детей обучение в обычном классе общеобразовательной школы неэффективно. Они нуждаются в систематической компетентной коррекционно-педагогической поддержке в социальных условиях обучения, таких как школы для детей с затруднениями в обучении или коррекционные классы в обычных школах.

Таким образом, анализ характеристик развития детей с задержкой психического развития указывает на неоднородность этого явления как с точки зрения причин возникновения, так и структуры дефекта. Вместе с тем, дети этой категории проявляют типичные отклонения от нормы в развитии: недостаточно развитая эмоционально-волевая сфера, адаптивные формы социального поведения, ослабленная когнитивная активность, что приводит к недостаточной готовности к усвоению знаний и предметных понятий.

ЗПР церебрально-органического происхождения

Этот вид задержки психического развития встречается чаще других и обычно сопровождается яркими и стойкими нарушениями в эмоционально-волевой сфере и познавательной деятельности ребенка. У этой категории детей чаще всего присутствует грубая органическая недостаточность нервной системы, которая может быть вызвана токсикозами беременных, инфекционными заболеваниями, травмами, резус-конфликтом и другими факторами. Дети с этим типом задержки психического развития характеризуются эмоционально-волевой незрелостью.

Характеристика детей с задержкой психического развития

Сейчас многие специалисты из областей педагогики, психологии и медицины обращают внимание на детей с незначительной интеллектуальной недостаточностью, которая становится особенно заметной при поступлении детей в школу.

При изучении таких детей было обнаружено, что основной причиной их неуспеваемости и отклонений в поведении являются небольшие органические поражения в головном мозге. Поэтому такие психические функции, как речь, мышление, восприятие, эмоции, память и другие, формируются не только позже, но и по-другому.

Сравнивая нормально развивающихся детей с этой категорией, можно отметить, что у вторых уровень восприятия намного ниже (по данным Б.И. Белого, П.Б. Шошина). Они способны получать представление об окружающем мире только на основе понимания и ощущения свойств предметов. Дети с ЗПР значительно менее способны принимать и обрабатывать информацию, поступающую к ним через органы чувств.

Среди признаков восприятия можно выделить то, что ребенок не может найти нужную вещь, если он заранее не знает, где она находится. У таких детей есть проблемы с пространственным восприятием и мыслительной деятельностью. Для детей с задержкой психического развития целостное восприятие представляет сложность. Этим детям очень трудно или вообще не удается выделить отдельную часть из общего объекта, нарисовать или дорисовать объект.

Изучения проведенные П.Б. Шошиным показали, что скорость восприятия у данной категории детей зависит от любого отклонения от их обычных условий жизни. Например, им сложно быстро определить объект и его свойства, если он расположен не так, как они привыкли, также плохое освещение или одновременный прием нескольких сигналов могут оказывать такое же воздействие. Некоторые ученые отмечают затруднения у детей с задержкой психического развития в ориентации влево и вправо, а также то, что у данной группы детей отсутствует целенаправленность и поэтапность в изучении объекта, их действия при этом импульсивны и непоследовательны (Л. В. Кузнецова).

Дети с отклонениями в психическом развитии испытывают затруднения с комплексным логическим мышлением. У них наблюдается вполне нормальное наглядное мышление, хотя и неуниверсальное. В этой группе есть как дети, успешно справляющиеся с поставленной задачей, так и те, кто не может выполнить ее полностью.

Дети с психическими отклонениями испытывают сложности в формировании вербально-логического уровня к моменту начала обучения в школе. Они не могут различить важные и второстепенные аспекты задания. Для них наиболее важным является речевое наглядное мышление, а не абстрактное и понятийное. Эта группа детей также характеризуется инертностью мышления.

Исследования показывают, что у детей с отставанием в психическом развитии часто наблюдается низкая речевая активность, несформированность речи и ограниченный словарный запас. Они также испытывают трудности с фонематическим слухом и логико-грамматической структурой речи. Помимо этого, они часто делают парографии при письме, имеют трудности с ориентацией на листе и иногда пишут зеркально.

Дети этого типа расстройств характеризуются нестабильностью эмоций, повышенной возбудимостью, неустойчивостью волевых установок, апатией или, наоборот, чрезмерной подвижностью. У них отсутствует самостоятельность, они наивны и впечатлительны, но при этом эмоционально и волево незрелы.

У некоторых из них эмоциональные всплески проявляются в ярко выраженных двигательных и вегетативных реакциях. Таких детей сложно привести к норме, их состояние довольно устойчиво, и у некоторых детей даже после конфликта сохраняется желание мстить (К.С. Лебединская и др.).

У других детей, напротив, наблюдается эйфорическое настроение. Они веселы, шутливы и активны (К.С. Лебединская и др.).

В случае психопатоподобных состояний проявляются отрицательные признаки, такие как усиленная сексуальность, склонность к кражам, бродяжничеству и другие.

Согласно исследованиям зарубежных ученых, основными особенностями личности детей с дефицитарным развитием являются неустойчивые эмоции, трудности адаптации к новой среде, частые изменения настроения. Дети с недостатками в эмоционально-волевой сфере не проявляют интерес к предлагаемым заданиям или работе, у них слабо развиты мотивационные механизмы, нечетко выполняют работу и не следуют четкому плану действий. В результате наблюдается низкий уровень интеллектуальной деятельности.

Типы задержки развития детей

Имеется четыре типа задержки психического развития, каждый из которых обусловлен определенными причинами и характеризуется своими особенностями эмоциональной незрелости и нарушений познавательной деятельности.

Первый тип — это задержка психического развития конституционального происхождения. Он проявляется в ярко выраженной незрелости эмоционально-волевой сферы, что делает его похожим на более раннюю ступень развития. Этот тип характеризуется психическим инфантилизмом, который не является болезнью, а скорее комплексом особенностей характера и поведения, оказывающим значительное влияние на учебную деятельность ребенка и его способность к адаптации к новым условиям.

Данный ребенок часто неспособен к самостоятельным действиям, ему сложно адаптироваться к новым условиям, он сильно привязан к матери и чувствует себя беспомощным без нее; у него высокий уровень настроения, интенсивное проявление эмоций, которые при этом нестабильны. В школьном возрасте у него все еще преобладает игровой интерес, тогда как в норме должно появиться учебное мотивация. Ему сложно принимать решения без помощи, делать выбор или совершать волевое усилие. Этот малыш может вести себя весело и непосредственно, его отставание в развитии не так заметно, но при сравнении со сверстниками он всегда кажется чуть младше.

Ко второй категории относятся ослабленные, часто болеющие дети. Длительные заболевания, хронические инфекции, аллергии, врожденные дефекты могут привести к задержке психического развития. Это связано с тем, что длительное время болезни и общее ослабление организма влияют на психическое состояние ребенка и мешают его полноценному развитию. Низкая активность, усталость и нарушение внимания создают благоприятные условия для замедления психического развития.

Также сюда можно отнести детей из семей с гиперопекой — излишним вниманием к воспитанию малыша. Когда родители слишком много заботятся о своем ребенке, не отпускают его на шаг, все делают за него, опасаясь, что он может себе навредить, что он еще маленький. В такой ситуации близкие, считая свое поведение образцом заботы и опеки, тем самым мешают проявлению у ребенка самостоятельности, а значит — и познанию окружающего мира, формированию полноценной личности. Необходимо отметить, что ситуация гиперопеки довольно распространена в семьях с больными детьми, где жалость к ребенку и постоянная тревога за его состояние, стремление якобы облегчить ему жизнь в результате оказываются плохими помощниками.

Группа ЗПР психогенного происхождения, которую мы рассмотрим далее, связана с социальной средой, в которой растет ребенок. Такие реактивные расстройства происходят из-за неблагополучных семейных обстоятельств, проблем в воспитании и психических травм. Например, наличие агрессии и насилия в семье может привести к формированию у ребенка таких черт характера, как неуверенность, зависимость, отсутствие инициативы, страх и патологическая застенчивость.

Здесь, в отличие от предыдущего типа ЗПР, наблюдается явление гипоопеки, то есть недостаточного внимания к воспитанию ребенка. Ребенок вырастает в ситуации отсутствия контроля, педагогического запустения. Это приводит к отсутствию представлений о моральных нормах поведения в обществе, неспособности контролировать свое поведение, безответственности и неспособности нести ответственность за свои действия, недостаточному знанию окружающего мира.

Четвертый и последний тип ЗПР — церебрально-органического происхождения. Он встречается чаще других и, как правило, имеет наименее благоприятный прогноз для развития детей с этим типом ЗПР по сравнению с предыдущими тремя.

Эта группа ЗПР выделяется на основе органических нарушений, таких как недостаточность нервной системы, вызванная различными причинами, включая патологию беременности (токсикоз, инфекции, интоксикации и травмы, резус-конфликт и другие), недоношенность, асфиксия, родовая травма, нейроинфекции. При этом форме ЗПР возникает минимальная мозговая дисфункция (ММД), характеризующаяся комплексом легких нарушений развития, проявляющихся в различных областях психической деятельности в зависимости от конкретного случая.

Исследователи ММД определили следующие факторы риска:

  • поздний возраст матери, рост и масса тела женщины перед беременностью, выходящие за пределы возрастной нормы, первые роды;
  • патологическое течение предыдущих родов;
  • Матери с хроническими заболеваниями, особенно диабетом, резус-конфликтом, преждевременными родами, инфекционными заболеваниями во время беременности;
  • Психосоциальные факторы, такие как нежелательная беременность, факторы риска большого города (ежедневная долгая дорога, городские шумы);
  • Наличие психических, неврологических и психосоматических заболеваний в семье;
  • Патологические роды с наложением щипцов, кесаревым сечением и т.п.

Детей этого типа отличает слабость проявления эмоций, бедность воображения, незаинтересованность в оценке себя окружающими.

О профилактике

Чаще всего диагноз ЗПР выявляется в медицинской карте ребенка в возрасте от 5 до 6 лет, либо когда у него возникают проблемы в учебе. Однако при своевременной и правильной коррекционно-педагогической и медицинской помощи эту проблему можно частично или полностью преодолеть. Однако диагностирование ЗПР на ранних этапах развития довольно сложно. Его методы основаны на сравнительном анализе развития ребенка с нормами, соответствующими его возрасту.

Важно помнить, что профилактика ЗПР должна быть на первом месте. Рекомендации по этому поводу ничем не отличаются от тех, которые можно дать любым молодым родителям. Главное — создать максимально благоприятные условия для беременности и родов, избегая факторов риска, которые мы упомянули выше. Также нужно уделить особое внимание развитию ребенка с самого начала его жизни. Это позволит своевременно выявить и скорректировать отклонения в развитии.

В первую очередь, следует показать новорожденного невропатологу. Сегодня все дети отправляются на обследование к этому специалисту после 1 месяца своей жизни, часто даже направление выдаётся прямо из роддома. Независимо от того, как прошли беременность и роды, насколько хорошо себя чувствует малыш, необходимо посетить врача и не пренебрегать этим важным шагом.

Исследование рефлексов у малыша, которые активны в период новорожденности и детства, поможет специалисту оценить его развитие. Важно провести проверку зрения, слуха и взаимодействия с окружающими. При необходимости будет назначено нейросонография — ультразвуковое исследование для получения информации о развитии головного мозга.

Зная стандартные показатели возрастного развития, родители смогут отслеживать прогресс своего малыша. В Интернете и печатных изданиях можно найти разнообразные описания и таблицы, демонстрирующие навыки, которыми должен обладать ребенок на разных этапах развития, начиная с первых дней жизни. Также там можно найти информацию о поведенческих особенностях, которые должны насторожить родителей. Важно изучить эту информацию, и если у вас возникли хотя бы малейшие сомнения, немедленно обратиться к врачу.

Если вы уже посетили врача, и вам назначили лекарство, важно следовать его рекомендациям. Если же у вас есть сомнения, или доверия врачу нет, обратитесь к другому специалисту, задавайте все вопросы, которые вас беспокоят, и постарайтесь найти максимум информации.

Если вас беспокоит препарат, который вам выписал врач, не стесняйтесь задать ему больше вопросов. Пусть врач объяснит, как он работает, из чего он состоит, и почему он необходим вашему ребенку. Ведь за часто угрожающими названиями могут скрываться вполне «безвредные» лекарства, играющие роль своего рода витаминов для мозга.

Конечно, многие врачи неохотно делятся подобными сведениями, не считая нужным делиться профессиональной информацией с людьми, не связанными с медициной. Но попытка не пытка. Если вы не можете поговорить со специалистом, постарайтесь найти людей, которые столкнулись с аналогичными проблемами.

Интернет и соответствующая литература могут оказать помощь в этом вопросе. Однако не следует принимать всерьез высказывания родителей на Интернет-форумах, так как большинство из них не имеют медицинского образования и делятся лишь своим личным опытом и наблюдениями. Лучше всего обратиться к онлайн-консультанту, который сможет предоставить квалифицированные рекомендации.

Помимо посещения врачей, существуют и другие аспекты, касающиеся взаимодействия родителей с детьми, которые необходимы для нормального развития ребенка. Элементы общения с малышом знакомы каждой заботливой маме, их простота скрывает огромное влияние на растущий организм.

Это важно поддерживать физический контакт с малышом. Физический контакт может включать в себя прикосновения, объятия, поцелуи и ласки по голове. Поскольку у ребенка в первые месяцы после рождения очень развиты тактильные ощущения, физический контакт помогает ему адаптироваться к новому окружению и чувствовать себя уверенно и спокойно. Важно брать малыша на руки, ласкать его и гладить не только по голове, но и по всему телу. Нежные касания родителей помогут малышу развить правильное представление о своем теле и адекватно воспринимать окружающее пространство.

Особое внимание уделяется взаимному взгляду, который является основным и наиболее эффективным способом передачи чувств. Это особенно важно в отношении младенцев, которые еще не могут пользоваться другими средствами общения и выражения эмоций. Добрый взгляд уменьшает беспокойство у малыша, действует успокаивающе на него и придает ощущение защищенности.

И, конечно, очень важно уделить всё своё внимание малышу. Некоторые считают, что удовлетворяя капризы младенца, вы его балуете. Однако это не так. Ведь маленький человечек чувствует себя настолько неуверенно в совершенно незнакомой ему обстановке, что ему постоянно нужно подтверждение того, что он не одинок, что он кому-то нужен. Если в раннем детстве ребенок не получает достаточного внимания, это обязательно отразится в будущем.

Оцените статью
Нейромед - статьи
Добавить комментарий